Представляю статью Юрия Гика, российского художника, искусствоведа, идеолога и пропагандиста мэйл-арта, "Из истории развития мэйл-арта", опубликованную в издании "Почтовая связь. Техника и технологии" №3 за 2010 год:
"Мэйл-арт — искусство художественной коммуникации посредством почты, электронных средств связи, а также непосредственных контактов художников между собой. Наиболее старым и испытанным годами каналом является, вплоть до настоящего времени, связь художников через обыкновенную почту, давшая начало всему направлению.
Больше всего художники любят писать письма. Конверт в таких случаях выступает как отдельное художественное произведение. Помимо обычных рисунков (традиционными средствами или коллажами) их украшают авторскими штемпелями, наклейками и марками. Нередко обыкновенный почтовый штемпель служит достойной частью этой нестандартной художественной работы, а почтовый работник невольно становится соавтором. Бывают случаи гашения рукодельных марок вместо государственных (что говорит об уровне исполнения подобных марок — они мало чем уступают стандартным: имеют перфорацию, клеевой слой, иногда типографскую печать).
Авторские марки Кавеллини, 1977 |
Имеет популярность использование марок одного автора на конверте другого (т.е. любой мэйл-артист может "присвоить" авторство чужой марки, вплоть до творческого вмешательства в ее внешний вид). В такую же игру вступают и конверты: их могут использовать несколько раз. Получатель послания должен догадаться, откуда пришло письмо и сколько рук трудилось над его художественным оформлением. Часто на таких конвертах можно найти авторские штемпеля, наклейки, рисунки, коллажи, т. е. обычно свободное поле конверта используется как художественное пространство. Альтернативные марки могут выступать и как готовые элементы коллажа одного художника или совместной работы нескольких мэйл-артистов. Такие работы являются, пожалуй, наиболее революционной техникой из распространенных в мэйл-арте. Большинство таких работ необычайно красивы.
Первым художником, сделавшим самодельные марки, считается немец Карл Швезиг (1898 - 1955 гг.). Еще до начала Второй мировой войны Карл бежал во Францию, а с приходом к власти Виши, скорее всего, работал во французском Сопротивлении. Он был помещен в нацистский концентрационный лагерь в Сент Киприен, департамент Жер в 1940 г . В лагере Швезигу попали в руки несколько чистых отперфорированных листов, предназначенных для будущих марок. Цветными чернилами он нарисовал на чистом поле сюжеты, комментирующие условия лагерной жизни. Всего было сделано не менее 27 марок, 24 из них сейчас находятся в коллекции Лео Бэк института (Нью-Йорк).
Работа Карла Швезига не получила широкой огласки в художественном мире. Вплоть до начала 60-х годов XX в. мало кто интересовался этим видом творчества. Известно, что в 1957 г . американец Дональд Эванс рисовал воображаемые марки из воображаемых стран, ему было всего 12 лет. Другой американец Джо Смит (Огайо) в 1962 г . рисовал "почтовые картины" на поверхности настоящих марок.
В 1959 г известный французский художник Ив Клейн нарисовал официальную марку голубого цвета с надписью "International Klein Blue" (художник запатентовал этот оттенок голубого под таким названием) и использовал на своей скандальной выставке "Пустота", где показывал пустые залы галереи и угощал зрителей голубым коктейлем.
Первыми марками, созданными именно как произведения искусства, являются листы "Ямфлаг" (Yamflug) и "Флакспост" (Fluxpost), созданные Робертом Уоттсом в 1963 и 1964 гг. Он был членом международной художественной группы Fluxus, куда помимо него входили Джордж Мачюнас, Дик Хиггинс, Йозеф Бойс, Йоко Оно (жена Джона Леннона) и др. Марки были двуцветные, вверху находился заголовок, по бокам — декоративная надпись, в левом нижнем углу — нарицательная стоимость, в центре — рисунок (свой для каждой марки). "Ямфлаг" "давал парад" изображений головы, взятых из разных источников: от иллюстраций живописных полотен до журналов для женщин. Изюминкой серии стала марка, разрушавшая ритм марочного листа. На ней была изображена голова молодого человека, мимика лица которого выражала всякий раз новое эмоциональное состояние. "Флакспост" имел большую свободу: помимо разнообразных бюстов имелись другие рисунки аналогичного происхождения, но изображения голов преобладали. Марки можно было получить как в листах, так и через специализированную раздаточную машину: две марки стоили 10 центов, за эти же деньги можно было стать обладателем одной двусторонней марки. Эти марки неоднократно выставлялись в различных галереях Нью-Йорка в течение 1963 — 1964 гг.
Примерно в это же время Нью-Йоркская галерея Файген-Герберт рассылала приглашения на выставку своего художника Кирстена Краа в виде марочных листов с уменьшенным изображением картины Краа: наивной фигуры первобытного человека.
В 1966 г . глава американского поп-арта Энди Уорхол делает собственную марку "BOMB HANOI". Пример был показан. Марки стали жанром, достойным внимания художников. С середины 1950-х гг. начинает свою грандиозную работу Рэй Джонсон, создатель Нью-Йоркской школы корреспонденции. Он не сильно увлекался марками, хотя известна его серия одноцентовых марок для школы корреспонденции. Однако он вел множество разнообразных групповых художественных проектов и фактически перезнакомил всех деятельных художников между собой. Своей деятельностью Джонсон невольно определил и развитие альтернативной филателии. Марки стало делать множество художников во всем мире.
Мэйл-арт Рэя Джонсона, 1963 |
В 1974 г . была проведена Первая выставка альтернативных марок и художественных штампов. В ее рамках было показано более 3000 художественных работ. Выставку организовал Джеймс Фелтер в Университете Саймон Фрэзер (Барнэби, Канада). В ней участвовали 35 художников из 9 стран. Сам Фелтер представил марки воображаемых стран Canadada и Mraur. Сейчас подобные выставки проводятся чаще, чем раз в год, в самых разных уголках Земного шара.
Особый интерес представляют случаи повторного использования чужих конвертов, при которых создается иллюзия прихода почты от другого человека или даже страны. Содержимое конвертов, как и электронных посланий, представляет собой художественные картины, рукодельные книги, различного рода документацию к проектам, статьи, визуальные поэмы, марочные листы, даже дискеты и компакт-диски.
Часто художники обмениваются самодельными открытками. Реже можно встретить разнообразные посылки (не только обычные коробки, но и тубусы, спичечные коробки и просто кубики), содержащие объемные работы. Их количество зависит от мощности проекта и, естественно, степени знакомства художников друг с другом. В работах используются самые разные художественные стили: от реализма и импрессионизма до концептуализма и визуальной поэзии.
По факсу и электронной почте художники обмениваются текстовой, графической, реже — аудиоинформацией. Интернет используется в качестве удобного общедоступного архива информации (проекты, статьи, изображения, видео- и анимационные ролики, аудиозаписи) и альтернативного почте метода публикации, доставки документации к проектам.
Мэйл-артисты имеют возможность встречаться и непосредственно друг с другом. Это может происходить как на специализированных конференциях, выставках, шоу, так и без особого повода, в форме дружеских визитов. Часто материалы подобных официальных и неофициальных мероприятий публикуются в прессе, рассылаются почтой, становятся доступными в Интернете и т. п. Особого внимания заслуживают такие интересные формы коммуникации, как мэйл-арт-туризм. Это совместные акции художников разных стран, специально разъезжающих по всему миру со своей программой. А участниками таких акций становятся мэйл-артисты других стран.
Мэйл-арт, как явление искусства, существует более сорока лет. За это время количество поклонников и участников движения выросло на порядок. Реальное число действующих в мире мэйл-артистов превышает сегодня 10 тыс. чел.
В 1960-е гг. мэйл-артисты жили лишь в Северной Америке и Западной Европе. Сейчас они живут везде. "Старое" и "новое" искусство мирно сосуществуют и имеют своих почитателей. Причина достаточно медленной, но очевидной популярности мэйл-арта лежит не в чьих-то идеологических схемах, а в природе самого человека и, пожалуй, в уровне развития современной цивилизации. Человек — существо социальное и чрезвычайно любопытное. Общаться для него так же естественно, как дышать. Причем, общение на расстоянии обладает особой притягательной силой. Особенно наглядно это видно на примере Интернета, содержание новостей почти любой предметной области которого заведомо превышает человеческие возможности, и все это понимают, но как сложно оторваться!
Современный мэйл-арт неправильно редуцировать к переписке между художниками или обмену произведениями между ними. Мэйл-арт сеть — структура более прозрачная и понятная, чем арт-рынок. Благодаря обширному количеству выставочных и публикационных проектов у любого новичка есть возможность стать известным для остальных участников сети.
Очень большое распространение в мэйл-арт сети имеет совместное творчество.
Это и коллаборационные работы, которые начинает один мэйл-артист, пересылает другому и т. д., пока не закончится художественное пространство и работа не примет законченный вид. Она или ее копия обычно высылается автору-инициатору. Хорошие работы, сделанные таким образом, высоко ценятся в сети.
Это и в традиционном смысле совместные выступления мэйл-артистов на различного рода фестивалях. Тот же Фрикер использовал понятие "мэйл-арт-туризм", считая, что в конверте он пересылает не просто письмо, а часть самого себя. Реальным "мэйл-арт-туризмом" является, например, яркое путешествие Ангелы и Питера Нэтмейл в 1992 г . В качестве своеобразных почтальонов они объехали весь мир, доставляя свою и чужую почту мэйл-артистам и проводя с ними совместные акции.
Мэйл-арт, кроме всего прочего, является и игрой с почтовой системой. На конвертах, открытках с самодельными штампами, марками, этикетками работники почты наклеивают свои марки, делают специальные пометки. Получившийся конверт уже является продуктом совместного творчества с почтой.
К более сложным играм с почтой относятся "письма в прошлое". Художник может написать письмо давно умершему известному человеку. Такие эксперименты проводил бельгийский художник Пои Блеюс, отправляя на вымышленные адреса письма Василию Кандинскому, Рембо и др. Естественно, с соответствующей пометкой письма возвращались обратно.
Экскурс в историю
Мэйл-арт существует столько же лет, сколько существует потребность людей общаться на расстоянии. Задолго до возникновения почтовой системы, в древнем Риме императрица Клеопатра, закутавшись в покрывало, приказала доставить себя в качестве необычной посылки Юлию Цезарю. Этот эпизод из жизни можно считать первым зафиксированным примером мэйл-арта.
С улучшением работы почтовой системы в XIX в. к мэйл-арту невольно пришло множество известных художников и поэтов.
Малларме, Аполлинер, Эрик Сати исполняли заказы почтовой службы на разработку открыток. На них они помещали свои графические изображения и коллажи. Здесь особенно интересно появление коллажей, играющих важную роль в современном мэйл-арте.
ВинсентВан Гог переписывался со своим братом Тео. Помимо текстовых сообщений о новых художественных веяниях, они продуктивно обменивались и эскизами картин.
ЭгонШиле в 1912 г отправил разрисованный конверт своим друзьям из Вены. Это был один из первых случаев использования почтовых конвертов в художественных целях.
Итальянские футуристы во время Первой мировой войны перебрасывались открытками, в том числе и воспевавшими войну. На этих карточках они оттачивали шрифтовое мастерство, что благотворно сказалось на развитии визуальной поэзии (хотя идея пропаганды войны противоречит принципам мэйл-арта). Тогда же они впервые стали применять самодельные художественные штампы и этикетки. До войны итальянские футуристы обменивались самодельными открытками, письмами и документами в духе деловой корреспонденции крупных компаний. Маринетти корреспондировал с группой "Штурм" в Берлине. Его переписка с Гуго Баллем стала основой для выставки работ, отправленных по почте, в кабаре "Вольтер". Он также издавал собственные стихи на государственных почтовых марках.
КуртШвиттерс отмечал свои замечательные коллажи собственными штампами. В качестве материала для коллажей он использовал и почтовые марки.
Художники Дада, как это ни покажется странным, ничего более интересного, чем пересылать друг другу художественные работы в конвертах, не делали. Так, Макс Эрнст рисовал свои письма Тристану Тцара, впрочем, как и Пикассо. Но они подарили мэйл-арту мощнейшую идею антиискусства, дали возможность мэйл-артистам не замыкаться в душном музейно-галерейном пространстве. Дада дал мэйл-арту также идею игры, продемонстрировал принципиальную безосновательность, необъяснимость, беспричинность творчества. Идея творчества из ниоткуда, из повседневности и игровой принцип оказали огромное влияние не только на мэйл-арт, но и на все современное искусство. В 1960-е гг члены группы Fluxus называли себя нео-дада, и не только они.
МарсельДюшан, являвшийся в начале века одним из лидеров художественного авангарда, оказал двойственное воздействие на мэйл-арт. С одной стороны, он сам был активным мэйл-артистом. В 1916 г он послал четыре открытки с грамматически корректным, но бессмысленным текстом своему ближайшему соседу. В 1919 г появилась открытка с усатой Моной Лизой — это была одна из первых акций антиискусства. С другой стороны, известно его изречение: "Неразумно доверять вещи превратностям почты". Так Марсель Дюшан оценивал надежность почтовой системы начала века.
Велимир Хлебников накануне Октябрьской революции послал главе российского правительства Керенскому письмо за подписью Председателей Земного Шара, в котором потребовал "признать временное правительство временно не существующим, а главнонасекомствующего Александра Федоровича Керенского — находящимся под строгим арестом". Это единственный известный нам случай обыгрывания возможностей почты у русских футуристов.
Гиляровский однажды специально послал письмо в Австралию на несуществующий адрес. Он хотел посмотреть на штемпеля и надписи почтовых служб разных стран, через которые шло его письмо в далекую Австралию и возвращалось обратно.
В 1960-е гг. в мире появилось несколько международных художественных групп, интенсивно использующих почту. Они были связаны между собой, но имели разные цели. Наиболее известными из них были Fluxus и "Нью-Йоркская школа корреспонденции". Большое влияние на развитие мэйл-арта оказали отдельные активные художники, например, Шозо Шимамото и Пуглиэльмо Акилле Кавеллини.
Fluxus (лат. поток) был основан в 1961 — 1962 гг. Джорджем Мачунасом, литовцем по рождению, а по профессии — архитектором и дизайнером. Саму почтовую систему члены объединения использовали весьма традиционно: для пересылки купленных работ, обмена корреспонденцией и т.п. Художники Fluxus были пионерами многих интенсивно используемых в мэйл-арте техник: серьезно работали с альтернативными марками и штампами, зинами (журналами художника).
Одним из наиболее интересных актов художников Fluxus являлся многолетний проект "ящички Fluxus”. В этих ящичках находилось множество незаурядных объектов, сделанных различными художниками. Содержимое ящичков менялось от выставки к выставке. Обычно там были марочные листы Уоттса, марки Кена Фридмана, отпечатки резиновых штампов Бена Вотье и т. п.
Рэй Джонсон (1927 — 1995 гг.) — наиболее известная фигура. Мэйл-арт сеть сейчас живет во многом по законам, установленным им.
Мэйл-арт Рэя Джонсона, 1957 |
Будучи студентом, Джонсон использовал письма, полученные от своих друзей, в качестве элементов коллажей. В 1955 г . он впервые разрезал часть своих картин на кусочки, способные помещаться в конверт, и послал их своим друзьям. Правда, сам Джонсон ведет начало мэйл-арта с 1943 г ., когда он, будучи мальчишкой, переписывался со своим другом.
С середины 1950-х годов Джонсон занимается "мотикос" — коллажами с элементами каллиграфии и живописи. Как материал использовались повседневные газеты и журналы (что соответствовало духу поп-арта) и письма различных людей, которые Рэй специально для "мотикос" просил прислать. Часть получившихся "мотикос" "отец" мэйл-арта высылал в обмен своим корреспондентам. К 1956 г . в списке адресов участников этого проекта числилось около 200 человек, к 1960 г . — около 300.
На коллажах Джонсона часто встречалось своеобразное изображение головы зайцы, служащее визитной карточкой мэйл-артиста Рэя и легко определяемое на работах, посвященных ему современными художниками. В 1962 г . нью-йоркский журналист Эд Планкет дает название деятельности Джонсона "Нью-Йоркская школа корреспонденции", которая быстро трансформировалась в "Нью-Йоркскую школу почтового танца".
Кроме "мотикос" Джонсон рассылал всякие неожиданные предметы типа разнообразных ключей, карточек, билетов и т. п. Он пытался "дирижировать" своей сетью корреспондентов. Одним из механизмов такого управления была форма обмена "добавь и перешли имярек" или "добавь и верни Рэю Джонсону": простые картинки, на которые было несложно добавить какой-либо рисунок или приклеить что-либо и отослать обратно. Другим механизмом были реальные встречи с людьми, реализованные в форме различных клубов, где Джонсон проводил свои "nothing" (альтернатива популярным тогда хэппенингам) и перформансы, распространяя списки адресов мэйл-артистов.
В личной жизни Рэй вел себя очень экстравагантно. Часто он так отвечал на вопросы журналистов: "Марка — это марка. Адрес — это адрес. Ваш вопрос, является ли это искусством, уже говорит о том, что это искусство". На просьбы объяснить свои коллажи он отвечал, что существует множество теорий по этому поводу — у дадаистов, у поп-артистов и т. д. Каждый может взять какую-либо теорию и объяснить. Менеджерам было сложно с ним работать из-за его взглядов на музейно-галерейную жизнь. В этом же кроется причина его относительной неизвестности по сравнению с Кейджем и Уорхолом.
В Россию мэйл-арт пришел лишь в середине 1980-х гг
Первую выставку мэйл-арта показал в Москве художник из Уругвая Клементе Падин в рамках знаменитого фестиваля молодежи и студенчества в 1985 г . Выставка была посвящена 1 мая и была показана в одном из павильонов ВДНХ.
Одними из первых российских мэйл-артистов являются Сергей Сигей и Ры Никонова. В январе 1989 г они провели в городе Ейске Первую выставку мэйл-арта в России. Позже ими же был организован ряд замечательных персональных выставок мэйл-артистов, в частности Хелда младшего (США) и Фрикера (Австрия).
В 1990 г . немецкий художник Питер Нэтмейл провел выставку открыток мэйл-арта в московском Центральном доме художника.
Потихоньку мэйл-арт "впутывает" в свои сети все большее количество людей. Все чаще проводятся выставки мэйл-арт экспозиций различных художников. Московское издательство "Кирилл и Мефодий" выпустило компакт-диск "Коллекции", куда вошли мои статьи о мэйл-арте и альтернативной филателии, снабженные богатым иллюстративным материалом.
География российских мэйл-артистов широка. Судя по каталогам, они работают в Москве, Краснодаре, Йошкар-Оле, С.-Петербурге, Нижнекамске. Российские мэйл-артисты активно участвуют в международных выставках и организуют свои интересные проекты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий