Из истории развития мэйл-арта

 Представляю статью Юрия Гика, российского художника, искусствоведа, идеолога и пропагандиста мэйл-арта, "Из истории развития мэйл-арта", опубликованную в издании "Почтовая связь. Техника и технологии" №3 за 2010 год:
"Мэйл-арт — искусство художест­венной коммуникации посредством почты, электронных средств связи, а также непосредственных контактов художников между собой. Наиболее старым и испытанным годами каналом является, вплоть до настоящего вре­мени, связь художников через обык­новенную почту, давшая начало всему направлению.
Больше всего художники любят писать письма. Конверт в таких случаях выступает как отдельное художествен­ное произведение. Помимо обычных рисунков (традиционными средствами или коллажами) их украшают авторски­ми штемпелями, наклейками и марка­ми. Нередко обыкновенный почтовый штемпель служит достойной частью этой нестандартной художественной работы, а почтовый работник невольно становится соавтором. Бывают случаи гашения рукодельных марок вместо государственных (что говорит об уров­не исполнения подобных марок — они мало чем уступают стандартным: имеют перфорацию, клеевой слой, иногда типографскую печать).
Авторские марки Кавеллини, 1977
Имеет популярность использова­ние марок одного автора на конверте другого (т.е. любой мэйл-артист может "присвоить" авторство чужой марки, вплоть до творческого вмешательства в ее внешний вид). В такую же игру всту­пают и конверты: их могут использо­вать несколько раз. Получатель посла­ния должен догадаться, откуда пришло письмо и сколько рук трудилось над его художественным оформлением. Часто на таких конвертах можно найти автор­ские штемпеля, наклейки, рисунки, коллажи, т. е. обычно свободное поле конверта используется как художест­венное пространство. Альтернативные марки могут выступать и как готовые элементы коллажа одного художника или совместной работы нескольких мэйл-артистов. Такие работы являют­ся, пожалуй, наиболее революцион­ной техникой из распространенных в мэйл-арте. Большинство таких работ необычайно красивы.
Первым художником, сделавшим самодельные марки, считается немец Карл Швезиг (1898 - 1955 гг.). Еще до начала Второй мировой войны Карл бежал во Францию, а с приходом к власти Виши, скорее всего, работал во французском Сопротивлении. Он был помещен в нацистский концен­трационный лагерь в Сент Киприен, департамент Жер в 1940 г. В лаге­ре Швезигу попали в руки несколько чистых отперфорированных листов, предназначенных для будущих марок. Цветными чернилами он нарисовал на чистом поле сюжеты, комментирую­щие условия лагерной жизни. Всего было сделано не менее 27 марок, 24 из них сейчас находятся в коллекции Лео Бэк института (Нью-Йорк).

Работа Карла Швезига не получи­ла широкой огласки в художественном мире. Вплоть до начала 60-х годов XX в. мало кто интересовался этим видом творчества. Известно, что в 1957 г. американец Дональд Эванс рисовал воображаемые марки из вообража­емых стран, ему было всего 12 лет. Другой американец Джо Смит (Огайо) в 1962 г. рисовал "почтовые картины" на поверхности настоящих марок.

В 1959 г известный французский художник Ив Клейн нарисовал офици­альную марку голубого цвета с надпи­сью "International Klein Blue" (художник запатентовал этот оттенок голубого под таким названием) и использо­вал на своей скандальной выставке "Пустота", где показывал пустые залы галереи и угощал зрителей голубым коктейлем.

Первыми марками, созданными именно как произведения искусства, являются листы "Ямфлаг" (Yamflug) и "Флакспост" (Fluxpost), созданные Робертом Уоттсом в 1963 и 1964 гг. Он был членом международной художественной группы Fluxus, куда помимо него входили Джордж Мачюнас, Дик Хиггинс, Йозеф Бойс, Йоко Оно (жена Джона Леннона) и др. Марки были двуцветные, вверху находился заголо­вок, по бокам — декоративная надпись, в левом нижнем углу — нарицательная стоимость, в центре — рисунок (свой для каждой марки). "Ямфлаг" "давал парад" изображений головы, взятых из разных источников: от иллюстра­ций живописных полотен до журналов для женщин. Изюминкой серии стала марка, разрушавшая ритм марочного листа. На ней была изображена голова молодого человека, мимика лица кото­рого выражала всякий раз новое эмо­циональное состояние. "Флакспост" имел большую свободу: помимо раз­нообразных бюстов имелись другие рисунки аналогичного происхождения, но изображения голов преобладали. Марки можно было получить как в лис­тах, так и через специализированную раздаточную машину: две марки сто­или 10 центов, за эти же деньги можно было стать обладателем одной двусто­ронней марки. Эти марки неоднократ­но выставлялись в различных галереях Нью-Йорка в течение 1963 — 1964 гг.

Примерно в это же время Нью-Йоркская галерея Файген-Герберт рассылала приглашения на выставку своего художника Кирстена Краа в виде марочных листов с уменьшенным изображением картины Краа: наивной фигуры первобытного человека.

В 1966 г. глава американского поп-арта Энди Уорхол делает собствен­ную марку "BOMB HANOI". Пример был показан. Марки стали жанром, достой­ным внимания художников. С середи­ны 1950-х гг. начинает свою гранди­озную работу Рэй Джонсон, создатель Нью-Йоркской школы корреспонден­ции. Он не сильно увлекался марками, хотя известна его серия одноцентовых марок для школы корреспонденции. Однако он вел множество разнооб­разных групповых художественных проектов и фактически перезнакомил всех деятельных художников между собой. Своей деятельностью Джонсон невольно определил и развитие аль­тернативной филателии. Марки стало делать множество художников во всем мире.

Мэйл-арт Рэя Джонсона, 1963


В 1974 г. была проведена Первая выставка альтернативных марок и художественных штампов. В ее рам­ках было показано более 3000 худо­жественных работ. Выставку органи­зовал Джеймс Фелтер в Университете Саймон Фрэзер (Барнэби, Канада). В ней участвовали 35 художников из 9 стран. Сам Фелтер представил марки воображаемых стран Canadada и Mraur. Сейчас подобные выставки проводятся чаще, чем раз в год, в самых разных уголках Земного шара.

Особый интерес представля­ют случаи повторного использова­ния чужих конвертов, при которых создается иллюзия прихода почты от другого человека или даже страны. Содержимое конвертов, как и элект­ронных посланий, представляет собой художественные картины, рукодельные книги, различного рода докумен­тацию к проектам, статьи, визуальные поэмы, марочные листы, даже дискеты и компакт-диски.

Часто художники обменивают­ся самодельными открытками. Реже можно встретить разнообразные посылки (не только обычные короб­ки, но и тубусы, спичечные коробки и просто кубики), содержащие объем­ные работы. Их количество зависит от мощности проекта и, естественно, степени знакомства художников друг с другом. В работах используются самые разные художественные стили: от реа­лизма и импрессионизма до концепту­ализма и визуальной поэзии.

По факсу и электронной почте художники обмениваются текстовой, графической, реже — аудиоинформа­цией. Интернет используется в качес­тве удобного общедоступного архива информации (проекты, статьи, изобра­жения, видео- и анимационные роли­ки, аудиозаписи) и альтернативного почте метода публикации, доставки документации к проектам.

Мэйл-артисты имеют возможность встречаться и непосредственно друг с другом. Это может происходить как на специализированных конференциях, выставках, шоу, так и без особого пово­да, в форме дружеских визитов. Часто материалы подобных официальных и неофициальных мероприятий публи­куются в прессе, рассылаются почтой, становятся доступными в Интернете и т. п. Особого внимания заслуживают такие интересные формы коммуника­ции, как мэйл-арт-туризм. Это совмест­ные акции художников разных стран, специально разъезжающих по всему миру со своей программой. А участ­никами таких акций становятся мэйл-артисты других стран.

 
Мэйл-арт, как явление искусства, су­ществует более сорока лет. За это вре­мя количество поклонников и участ­ников движения выросло на поря­док. Реальное число действующих в мире мэйл-артистов превышает се­годня 10 тыс. чел.

В 1960-е гг. мэйл-артисты жили лишь в Северной Америке и Западной Европе. Сейчас они живут везде. "Старое" и "новое" искусство мирно сосуществуют и имеют своих почита­телей. Причина достаточно медленной, но очевидной популярности мэйл-арта лежит не в чьих-то идеологических схе­мах, а в природе самого человека и, пожалуй, в уровне развития современ­ной цивилизации. Человек — существо социальное и чрезвычайно любопыт­ное. Общаться для него так же естест­венно, как дышать. Причем, общение на расстоянии обладает особой при­тягательной силой. Особенно нагляд­но это видно на примере Интернета, содержание новостей почти любой предметной области которого заве­домо превышает человеческие воз­можности, и все это понимают, но как сложно оторваться!

Современный мэйл-арт неправиль­но редуцировать к переписке между художниками или обмену произведе­ниями между ними. Мэйл-арт сеть — структура более прозрачная и понят­ная, чем арт-рынок. Благодаря обшир­ному количеству выставочных и публи­кационных проектов у любого новичка есть возможность стать известным для остальных участников сети.

Очень большое распространение в мэйл-арт сети имеет совместное твор­чество.

Это и коллаборационные работы, которые начинает один мэйл-артист, пересылает другому и т. д., пока не закончится художественное про­странство и работа не примет закон­ченный вид. Она или ее копия обыч­но высылается автору-инициатору. Хорошие работы, сделанные таким образом, высоко ценятся в сети.

Это и в традиционном смысле со­вместные выступления мэйл-артистов на различного рода фестивалях. Тот же Фрикер использовал поня­тие "мэйл-арт-туризм", считая, что в конверте он пересылает не просто письмо, а часть самого себя. Реаль­ным "мэйл-арт-туризмом" является, например, яркое путешествие Ангелы и Питера Нэтмейл в 1992 г. В качестве своеобразных почтальонов они объ­ехали весь мир, доставляя свою и чужую почту мэйл-артистам и проводя с ними совместные акции.

Мэйл-арт, кроме всего прочего, является и игрой с почтовой системой. На конвертах, открытках с самодель­ными штампами, марками, этикетка­ми работники почты наклеивают свои марки, делают специальные пометки. Получившийся конверт уже является продуктом совместного творчества с почтой.

К более сложным играм с поч­той относятся "письма в прошлое". Художник может написать письмо давно умершему известному чело­веку. Такие эксперименты проводил бельгийский художник Пои Блеюс, отправляя на вымышленные адреса письма Василию Кандинскому, Рембо и др. Естественно, с соответствую­щей пометкой письма возвращались обратно.

Экскурс в историю


Мэйл-арт существует столько же лет, сколько существует потребность лю­дей общаться на расстоянии. Задолго до возникновения почтовой системы, в древнем Риме императрица Кле­опатра, закутавшись в покрывало, приказала доставить себя в качестве необычной посылки Юлию Цезарю. Этот эпизод из жизни можно считать первым зафиксированным примером мэйл-арта.

С улучшением работы почтовой системы в XIX в. к мэйл-арту невольно пришло множество известных худож­ников и поэтов.

Малларме, Аполлинер, Эрик Сати исполняли заказы почтовой службы на разработку открыток. На них они помещали свои графические изоб­ражения и коллажи. Здесь особенно интересно появление коллажей, игра­ющих важную роль в современном мэйл-арте.

ВинсентВан Гог переписывался со своим братом Тео. Помимо текстовых сообщений о новых художественных веяниях, они продуктивно обменива­лись и эскизами картин.

ЭгонШиле в 1912 г отправил раз­рисованный конверт своим друзьям из Вены. Это был один из первых случаев использования почтовых конвертов в художественных целях.

Итальянские футуристы во время Первой мировой войны перебрасыва­лись открытками, в том числе и воспе­вавшими войну. На этих карточках они оттачивали шрифтовое мастерство, что благотворно сказалось на разви­тии визуальной поэзии (хотя идея про­паганды войны противоречит принци­пам мэйл-арта). Тогда же они впервые стали применять самодельные худо­жественные штампы и этикетки. До войны итальянские футуристы обме­нивались самодельными открытками, письмами и документами в духе дело­вой корреспонденции крупных компа­ний. Маринетти корреспондировал с группой "Штурм" в Берлине. Его пере­писка с Гуго Баллем стала основой для выставки работ, отправленных по почте, в кабаре "Вольтер". Он также издавал собственные стихи на госу­дарственных почтовых марках.

КуртШвиттерс отмечал свои заме­чательные коллажи собственными штампами. В качестве материала для коллажей он использовал и почтовые марки.

Художники Дада, как это ни пока­жется странным, ничего более инте­ресного, чем пересылать друг другу художественные работы в конвертах, не делали. Так, Макс Эрнст рисовал свои письма Тристану Тцара, впрочем, как и Пикассо. Но они подарили мэйл-арту мощнейшую идею антиискусст­ва, дали возможность мэйл-артистам не замыкаться в душном музейно-галерейном пространстве. Дада дал мэйл-арту также идею игры, проде­монстрировал принципиальную безос­новательность, необъяснимость, бес­причинность творчества. Идея твор­чества из ниоткуда, из повседневности и игровой принцип оказали огромное влияние не только на мэйл-арт, но и на все современное искусство. В 1960-е гг члены группы Fluxus называли себя нео-дада, и не только они.

МарсельДюшан, являвшийся в начале века одним из лидеров худо­жественного авангарда, оказал двой­ственное воздействие на мэйл-арт. С одной стороны, он сам был активным мэйл-артистом. В 1916 г он послал четыре открытки с грамматически кор­ректным, но бессмысленным текстом своему ближайшему соседу. В 1919 г появилась открытка с усатой Моной Лизой — это была одна из первых акций антиискусства. С другой стороны, известно его изречение: "Неразумно доверять вещи превратностям почты". Так Марсель Дюшан оценивал надеж­ность почтовой системы начала века.

Велимир Хлебников накануне Октябрьской революции послал гла­ве российского правительства Керен­скому письмо за подписью Пред­седателей Земного Шара, в котором потребовал "признать временное правительство временно не сущест­вующим, а главнонасекомствующего Александра Федоровича Керенского — находящимся под строгим арестом". Это единственный известный нам слу­чай обыгрывания возможностей почты у русских футуристов.

Гиляровский однажды специально послал письмо в Австралию на несу­ществующий адрес. Он хотел посмот­реть на штемпеля и надписи почтовых служб разных стран, через которые шло его письмо в далекую Австралию и возвращалось обратно.

В 1960-е гг. в мире появилось несколько международных художест­венных групп, интенсивно использую­щих почту. Они были связаны между собой, но имели разные цели. Наиболее известными из них были Fluxus и "Нью-Йоркская школа корреспонден­ции". Большое влияние на развитие мэйл-арта оказали отдельные активные художники, например, Шозо Шимамото и Пуглиэльмо Акилле Кавеллини.

Fluxus (лат. поток) был основан в 1961 — 1962 гг. Джорджем Мачунасом, литовцем по рождению, а по профес­сии — архитектором и дизайнером. Саму почтовую систему члены объ­единения использовали весьма тра­диционно: для пересылки купленных работ, обмена корреспонденцией и т.п. Художники Fluxus были пионера­ми многих интенсивно используемых в мэйл-арте техник: серьезно работали с альтернативными марками и штам­пами, зинами (журналами художника).

Одним из наиболее интересных актов художников Fluxus являлся мно­голетний проект "ящички Fluxus”. В этих ящичках находилось множество незаурядных объектов, сделанных раз­личными художниками. Содержимое ящичков менялось от выставки к выставке. Обычно там были марочные листы Уоттса, марки Кена Фридмана, отпечатки резиновых штампов Бена Вотье и т. п.

Рэй Джонсон (1927 — 1995 гг.) — наиболее известная фигура. Мэйл-арт сеть сейчас живет во многом по зако­нам, установленным им.
Мэйл-арт Рэя Джонсона, 1957
 Будучи студентом, Джонсон использовал письма, полученные от своих друзей, в качестве элементов коллажей. В 1955 г. он впервые раз­резал часть своих картин на кусоч­ки, способные помещаться в конверт, и послал их своим друзьям. Правда, сам Джонсон ведет начало мэйл-арта с 1943 г., когда он, будучи мальчишкой, переписывался со своим другом.

С середины 1950-х годов Джонсон занимается "мотикос" — коллажами с элементами каллиграфии и живописи. Как материал использовались повсед­невные газеты и журналы (что соответст­вовало духу поп-арта) и письма различ­ных людей, которые Рэй специально для "мотикос" просил прислать. Часть полу­чившихся "мотикос" "отец" мэйл-арта высылал в обмен своим корреспонден­там. К 1956 г. в списке адресов участ­ников этого проекта числилось около 200 человек, к 1960 г. — около 300.

На коллажах Джонсона часто встречалось своеобразное изображе­ние головы зайцы, служащее визитной карточкой мэйл-артиста Рэя и легко определяемое на работах, посвящен­ных ему современными художниками. В 1962 г. нью-йоркский журналист Эд Планкет дает название деятельности Джонсона "Нью-Йоркская школа кор­респонденции", которая быстро транс­формировалась в "Нью-Йоркскую школу почтового танца".

Кроме "мотикос" Джонсон рассы­лал всякие неожиданные предметы типа разнообразных ключей, карточек, билетов и т. п. Он пытался "дирижиро­вать" своей сетью корреспондентов. Одним из механизмов такого управ­ления была форма обмена "добавь и перешли имярек" или "добавь и верни Рэю Джонсону": простые картинки, на которые было несложно добавить какой-либо рисунок или приклеить что-либо и отослать обратно. Другим механизмом были реальные встречи с людьми, реализованные в форме раз­личных клубов, где Джонсон проводил свои "nothing" (альтернатива популяр­ным тогда хэппенингам) и перформансы, распространяя списки адресов мэйл-артистов.

В личной жизни Рэй вел себя очень экстравагантно. Часто он так отвечал на вопросы журналистов: "Марка — это марка. Адрес — это адрес. Ваш вопрос, является ли это искусством, уже говорит о том, что это искусство". На просьбы объяснить свои коллажи он отвечал, что существует множество теорий по этому поводу — у дадаистов, у поп-артистов и т. д. Каждый может взять какую-либо теорию и объяснить. Менеджерам было сложно с ним работать из-за его взгля­дов на музейно-галерейную жизнь. В этом же кроется причина его относи­тельной неизвестности по сравнению с Кейджем и Уорхолом.

В Россию мэйл-арт пришел лишь в середине 1980-х гг

Первую выставку мэйл-арта пока­зал в Москве художник из Уругвая Клементе Падин в рамках знаменитого фестиваля молодежи и студенчества в 1985 г. Выставка была посвящена 1 мая и была показана в одном из павильонов ВДНХ.

Одними из первых российс­ких мэйл-артистов являются Сергей Сигей и Ры Никонова. В январе 1989 г они провели в городе Ейске Первую выставку мэйл-арта в России. Позже ими же был организован ряд замеча­тельных персональных выставок мэйл-артистов, в частности Хелда младшего (США) и Фрикера (Австрия).

В 1990 г. немецкий художник Питер Нэтмейл провел выставку открыток мэйл-арта в московском Центральном доме художника.

Потихоньку мэйл-арт "впутывает" в свои сети все большее количество людей. Все чаще проводятся выстав­ки мэйл-арт экспозиций различных художников. Московское издатель­ство "Кирилл и Мефодий" выпустило компакт-диск "Коллекции", куда вошли мои статьи о мэйл-арте и альтернатив­ной филателии, снабженные богатым иллюстративным материалом.

География российских мэйл-артистов широка. Судя по каталогам, они работают в Москве, Краснодаре, Йошкар-Оле, С.-Петербурге, Нижне­камске. Российские мэйл-артисты активно участвуют в международных выставках и организуют свои интерес­ные проекты.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий